АНАСТАСИЯ ЛОБСКАЯ. АРТ-БЛОГ
Использовал трупы в качестве моделей, убил человека и сгорел на работе
10 фактов о Караваджо, которых вы можете не знать.
Микеланджело Меризи да Караваджо – крупнейшая фигура в итальянской живописи эпохи барокко. Караваджо обладал несомненным талантом в сочетании огромной смелостью, но добился бы большего, если бы сам постоянно не создавал себе неприятности. Зато он прожил невероятно захватывающую жизнь.
1. Караваджо начинал с того, что рисовал цветы и фрукты на продажу
Микеланджело да Караваджо был родом с севера Италии. Творческую карьеру он начинал в Милане, а потом решил перебраться в тогдашний культурный центр – в Рим.

В Вечном городе у Караваджо не было ни жилья, ни денег, поэтому он был вынужден устроиться на работу к художнику, которого называли кавалер д'Арпино. Его мастерская работала не так, как это было принято у мастеров эпохи Ренессанса. Тогда художники, как правило, работали над конкретными заказами, за которые они точно знали, что получат деньги.

Но в Риме времен Караваджо стало складываться подобие арт-рынка. В бурно развивающемся городе в большом количестве появились заведения сферы услуг – магазины, салоны красоты, как бы мы сейчас сказали, барбершопы, общепит и так далее. Их владельцы хотели украсить интерьер чем-то симпатичным и не очень дорогим – натюрмортиком или несложной аллегорией. В расчете на такого клиента и работала мастерская кавалера д'Арпино.

Условия контракта Караваджо предполагали, что он будет рисовать для мастера только цветы и фрукты. Но Караваджо не был бы сам собой, если б не делал все по-своему. Биографы художника рассказывают, что однажды он нарисовал букет увядших, пожухлых цветов. Хозяин мастерской возмутился - такое никто не купит. Но Караваджо стоял на своем: он рисовал конкретный букет, и изобразил его достоверно и правдиво.
Караваджо. "Корзина с фруктами", 1596
2. Караваджо, скорее всего, не был гомосексуалистом
Мнение о гомосексуальности Караваджо широко распространено. В качестве доказательств приводятся свидетельства некоторых биографов и его ранние картины, на которых изображен кудрявый волоокий юноша, очень похожий на девушку. Например, он на картине «Лютнист» из государственного Эрмитажа, или не менее известном «Юноше с корзиной фруктов» из галереи Боргезе. Однако, вряд ли это можно считать железобетонными уликами.
Караваджо. "Лютнист", ок.1596
С биографами Караваджо не повезло: большинство современников, решивших составить для потомков его жизнеописание, в лучшем случае его недолюбливали, а в худшем – люто ненавидели. Обвинения в гомосексуализме и в нашу толерантную эпоху часто воспринимаются как оскорбление и ругательство, что же говорить о временах, когда за содомию можно было легко загреметь на нары. Караваджо сидел в тюрьме неоднократно: за незаконное ношение оружия, за клевету и многочисленные драки, но задокументированных обвинений в мужеложстве ему никогда не предъявляли, по крайней мере, свидетельств этого пока не обнаружено.

Что же касается волоокого юноши, у него было имя – Марио Миннити, и он был другом Караваджо. Он тоже был понаехавшим в Рим молодым художником, только не с севера Италии, а с юга – из сицилийского города Сиракузы. На заре карьеры у Караваджо не было денег, чтобы платить профессиональным натурщикам, поэтому он и просил друга попозировать ему в свободное от собственной работы время. Так что, скорее всего, речь не о том, что кроме волооких юношей Караваджо больше не хотел никого рисовать. Просто приятель с таким типом внешности был у него под рукой и был согласен позировать. Их дружба продлится много лет.
Караваджо. "Юноша с корзиной фруктов", ок.1596
А вот кого весь Рим знал как «женщину Караваджо», так это куртизанку Маддалену Антоньетти, которая послужила моделью для работ «Мадонна Лорето» и «Мадонна со змеей».
Караваджо. "Мадонна Лорето" ("Мадонна пилигримов"), 1604-1606. Обратите внимание на грязные пятки на переднем плане!
3. Караваджо совершил революцию в итальянской живописи
Если уж говорить о какой-то части человеческого тела, которая действительно является «визитной карточкой» уже зрелого, сформировавшегося Караваджо, то это будут грязные пятки, причем эпатажно выставленные на передний план картины.
Караваджо. "Распятие святого Петра", 1600-1601
Дело в том, что Караваджо совершил настоящую революцию в итальянской живописи эпохи барокко. После него она разделилась на два направления – правильный, приятный глазу, но скучноватый академизм, и предельно по тем временам натуралистичный, ничего не приукрашивающий караваджизм.
Караваджо. "Неверие святого Фомы", 1600-1601
Для Караваджо не было совершенно ничего святого. В натуралистичной манере он изображал все, в том числе аллегорические и религиозные сюжеты. И богоматерь, и Христа, и апостолов он писал как совершенно обычных людей – грязными, уставшими, совершенно без пафоса. Разумеется, не всем заказчикам это нравилось. Распространено мнение, что от его работ часто отказывались, но это, скорее всего, не так: по крайней мере, сейчас известно лишь об одном таком случае.
4. Караваджо использовал трупы в качестве моделей
Несмотря на то, что Караваджо регулярно троллил заказчиков, задокументированный случай отказа от его работы был всего один. И называется эта работа «Смерть Марии».
Караваджо. "Смерть Марии", 1604
Речь, конечно, идет о богоматери, деве Марии. Даже само название, «Смерть Марии», режет слух. По отношению к богоматери почти никогда не употребляют слово «смерть». Говорят об успении или о вознесении, но не о физическом умирании. В католической церкви долго шли споры о том, а умирала ли Мария вообще, или ее взяли на небеса живой.
Гвидо Рени. "Вознесение девы Марии", 1642
Но Караваджо рисовал богоматерь не с принявшей красивую позу чистенькой натурщицы, а с настоящего выловленного из Тибра женского трупа. Пикантности ситуации придавал тот факт, что труп этот, как считается, при жизни был не кем-нибудь, а жрицей любви. А это было уже не просто некрасиво, это было настоящим оскорблением общественной морали. Поэтому церковь Санта-Мария-алла-Скала в Риме осталась без шедевра Караваджо.

Работу эту никто, конечно, на помойку не выкинул. Ее тут же купил герцог Мантуи, ну а потом она еще несколько раз меняла хозяев, пока не осела в Лувре, где и хранится до сих пор.

Спустя несколько лет Караваджо работал на Сицилии, и там ему заказали работу на тему воскрешения Лазаря. Это евангельский сюжет, когда Иисус воскресил человека через четыре дня после его смерти. Вы помните, да, что Караваджо во всем стремился к предельному натурализму? Сказано, через четыре дня, значит, через четыре дня, и уж точно ни днем меньше.
Караваджо. "Воскрешение Лазаря", 1609
В местном госпитале художник нашел уже не свежий труп, а всю труппу, пардон за невольную тавтологию, еще живых натурщиков заставил позировать с ним на руках. Запах в мастерской стоял тот еще, но всем, кто был недоволен, Караваджо угрожал ножом. Желающих заменить старый труп своей более свежей тушкой к счастью, не находилось.

Когда работа вроде бы подошла к концу, и все уже были готовы выдохнуть с облегчением, недовольный результатом художник тем же самым ножом исполосовал весь холст и начал все заново. Взял ли он для новой версии работы более свежий труп, история умалчивает.
5. У Караваджо была феноменальная зрительная память
Хоть Караваджо и был революционером в живописи, все-таки он был продуктом своей эпохи. А эпоха эта называлась «барокко». На смену ренессансной сдержанности пришла нарядность и эмоциональность на грани, а иногда и за гранью, - экзальтированности.
Караваджо. "Мальчик, укушенный ящерицей", ок.1593 (?)
К изображению бурных эмоций на лицах своих персонажей стремился и Караваджо. Поначалу у него получалось не очень хорошо. Оно и понятно: долго позировать с убедительным выражением испуга, ужаса или страсти на лице невозможно. Яркие эмоции не проживаются долго, в реальной жизни они видны на лицах один миг. Если заставлять натурщика изображать сильные чувства в течение нескольких часов, он начинает выглядеть как минимум глупо. Караваджо, который стремился изображать реальность достоверно, это не устраивало. Выход? Правильно, тренировать память.
Сравните мастерство в изображении эмоций раннего и позднего Караваджо
К своей зрелости Караваджо обладал феноменальной зрительной памятью. Умение воспроизвести в памяти любую эмоцию и почти любое лицо сэкономили ему немало денег, потому что он мог использовать натурщиков намного реже, а значит, платить им меньше других художников.
6. Караваджо много экспериментировал со светотенью
Помимо натурализма, работы Караваджо отличает еще одно свойство – так называемое «кьяроскуро».

Этот термин состоит из двух итальянских слов: chiaro – светлый и scuro – темный. То есть кьяроскуро – это особая игра света и тени, построенная на контрастах между ними. Эту светотеневую игру с переменным успехом пытались пародировать последователи Караваджо, те, кого потом назовут караваджистами.
Караваджо. "Призвание святого Матфея", 1599-1600
Караваджо был из тех художников, которые получили признание довольно рано. У него были влиятельные покровители и хорошо оплачиваемые заказы. Но это не мешало ему спускать все заработанное на ветер и постоянно бегать от кредиторов. Так, однажды он не смог расплатиться с хозяйкой дома, у которой снимал жилье и мастерскую. Художник не стал заморачиваться и просто сбежал, бросив часть своих, видимо, не очень на тот момент нужных ему, вещей. Хозяйка обратилась к властям с просьбой обратить взыскание на это имущество в счет погашения долга.

Благодаря этому в архивах остался невероятно любопытный документ – опись вещей, оставленных Караваджо. Помимо мебели, одежды и оружия, там фигурирует довольно много предметов из стекла и зеркал. Скорее всего, они были нужны художнику для экспериментов со светотенью. Стекло преломляет, а зеркала отражают свет, и Караваджо наверняка использовал их для достижения интересных эффектов.
7. Караваджо ненавидел тех, кто ему подражал
Сейчас, в эпоху телевидения, соцсетей, лайков и репостов, мы привыкли ценить подражателей. Мы знаем, что косплей не заменяет оригинал, а скорее наоборот, разжигает интерес к нему. Но в XVII веке, когда жил Караваджо, об этом еще не было известно.

К своим художественным антиподам, академистам во главе с братьями Карраччи, Караваджо относился с искренним уважением. Чего нельзя сказать о тех, кто пытался эксплуатировать его открытия и создавать похожие на него произведения. Их Караваджо презирал и считал плагиатчиками.

Джованни Бальоне одним из первых сообразил, что прямо на его глазах вершится история искусства. Он стал имитировать стиль Караваджо, кажется, еще до того, как тот сам понял, что сотворил. Караваджо публично хаял работы Бальоне, и оскорбленный подражатель даже подал на него в суд за клевету. И выиграл, из-за чего наш герой был вынужден провести некоторое время под домашним арестом.
Джованни Бальоне. "Любовь духовная и мирская", ок.1602
Если б у Бальоне было таланта чуть больше, чем в одной караваджевской грязной пятке, возможно мы бы знали его как художника. Увы – сейчас он известен почти исключительно своей литературной деятельностью. В которой он, конечно же, очернил своего невольного «учителя».
8. Караваджо убил человека
Тот факт, что Караваджо, которого отличал буйный нрав, однажды стал убийцей – очень известный. Однако в том, что касается деталей, в этой истории до сих пор много непонятного. Имя убитого известно – его звали Рануччо Томассони. Самая простая из версий говорит, что Рануччо, Караваджо и несколько их друзей играли в мяч, кто-то кого-то грубо задел и недостаточно вежливо извинился, началась поножовщина, которая закончилась трупом. Однако итальянские исследователи творчества художника выдвигают и другие, более сложные версии.

Например, выясняется, что Рануччо и Караваджо имели сложную историю отношений и испытывали друг к другу глубокую личную неприязнь. Возможно, они ссорились на почве политических воззрений, а может, конкурировали за даму – известную римскую куртизанку Филлиде Меландрони.

Караваджо. "Портрет куртизанки" (Филлиде Меландрони), ок.1595-1597. Эта картина погибла во время Второй мировой войны
Итальянский искусствовед Константино д"Орацио, автор книги о Караваджо, которая пока не переведена на русский, вполне уверенно заявляет, что Рануччо Томассони был главой римского округа Campo Marzio, Марсово поле, то есть был не обычным головорезом, а не самым последним человеком на районе. Все это, конечно, делает версию о драке на эмоциях слишком простой, чтобы быть правдивой.

У Караваджо было много ресурсных покровителей в Риме, он работал на крупных бизнесменов и высокопоставленных деятелей католической церкви. Но, убив Рануччо Томассони, он понял, что кары ему не избежать – что тоже косвенно свидетельствует в пользу того, что убитый был серьезным человеком.

Спасаясь от тюрьмы, Караваджо вынужден бежать из Рима. Больше он в Вечный город никогда не вернется.
9. Караваджо сбежал из тюрьмы
После убийства Рануччо Томассони все оставшееся время жизни, четыре года, Караваджо будет вынужден провести «в бегах».

Правда, выражение «в бегах» в данном случае не совсем корректно. У Караваджо не будет никакой необходимости менять внешность, жить по поддельному паспорту и прятаться от полиции. Италия того времени не была единым государством, и для того, чтобы выйти из-под юрисдикции жаждавшего крови Римского Папы, было достаточно проехать пару сотен километров до соседней агломерации. Ближайшим к Риму крупным городом был Неаполь, который тогда находился под властью испанской короны. Интерпола, международного розыска и договоров об экстрадиции преступников не существовало, поэтому Караваджо спокойно выдохнул и занялся своими делами.

Прожил он в Неаполе всего год. А потом сел на корабль и уплыл на Мальту, где заправляли мальтийские рыцари.

Там поначалу вроде все шло как надо. Караваджо получил статус мальтийского рыцаря и крупный заказ: картину «Усекновение головы святого Иоанна Крестителя» для главного собора острова. Однако он не учел один маленький нюанс. Мальтийский орден – хоть и военный, но все же монашеский, и статус рыцаря накладывал серьезные ограничения. А с ними привыкший к красивой жизни Караваджо мириться никак не хотел.
Караваджо. "Усекновение головы святого Иоанна Крестителя", 1608
Открытие картины «Усекновение головы Иоанна Крестителя» в соборе проходило с большой помпой. Собрался весь рыцарский бомонд, и работа художника очень понравилась. Однако самого Караваджо не было на этом празднике жизни. Как думаете, почему? Правильно – он сидел в тюрьме за очередную драку. И ладно бы, если б художник покусился на жизнь какого-нибудь смерда. Может, все бы обошлось. Но он поднял руку на своего коллегу по ордену, а это было серьезным проступком. Караваджо грозило суровое наказание. Но и тут ему повезло.

Начальником тюрьмы, где он сидел, был итальянец. И не просто итальянец, а член семьи Карафа, которая покровительствовала художнику уже много лет. Он помог Караваджо совершить побег практически в стиле графа Монте-Кристо. Художник спустился со стены форта Сант-Анджело, а в укромном месте для него подготовили лодку, на которой он покинул Мальту навсегда.
Форт Сант-Анджело на Мальте
10. Причиной смерти Караваджо была работа
Смерть Караваджо долгое время была одной из величайших тайн истории искусства.

Художник возвращался в Рим, добившись от папы римского амнистии за совершенное им убийство, но по пути пропал без вести. В соответствии с историческими источниками, в последний раз его видели 18 июля 1610 года в итальянском городе Порто-Эрколе. Что с ним произошло, долгое время оставалось тайной. Выдвигались разные предположения. Кто-то считал, что Караваджо умер от малярии, кто-то – что он был убит, что с его образом жизни, в общем, было бы вполне ожидаемым.

Несколько лет назад большая группа ученых провела в Порто-Эрколе масштабное исследование. Ученые прошерстили кладбища того периода в поисках скелета, который мог бы принадлежать Караваджо, то есть соответствовал бы ему по полу, времени смерти, возрасту на момент смерти, росту и так далее. И их усилия увенчались успехом – такой скелет действительно был найден.

У Караваджо не осталось прямых потомков, по крайней мере таких, о которых было бы известно и чью генеалогическую линию можно было бы проследить. То есть сравнивать ДНК на предмет определения родства было не с кем. Поэтому ученые сделали иначе: они привлекли к исследованию целую группу мужчин, которые носили такую же фамилию, как у Караваджо – то есть Меризи, и были родом из его родных мест. И анализ ДНК показал, что с довольно большой вероятностью этот скелет действительно является останками художника.

Наконец стало возможным установить причину его смерти. Оказалось, ею стал сепсис на фоне хронического отравления тяжелыми металлами. Это еще раз подтверждает, что, скорее всего, ученые действительно нашли тело Караваджо. Краски того времени содержали много тяжелых металлов и были весьма ядовитыми.

Вот так Микеланджело да Караваджо прожил бурную жизнь, много дрался и бежал из тюрьмы, но убила его все-таки работа.

Караваджо. "Давид с головой Голиафа", 1610. Работа, которую Караваджо пообещал Папе Римскому в обмен на прощение. Таким образом Караваджо символически преподнес папе свою собственную голову: в образе Голиафа он изобразил себя.
Made on
Tilda